Номера газеты "168 часов":

Тупик развития

 Почему сотни миллионов бюджетных денег выброшены на строительство дороги ведущей в никуда? Почему через наш регион не пройдет трасса соединяющая Центральную Россию и Сибирь? В этих и других вопросах старался разобраться еженедельник «168 часов».

 
Речь пойдет о проекте дороги Заволжск-Островское, которая должна была появиться после строительства моста через Волгу, взамен старой, несоответствующей стандартам. Ивановский регион и федерация вложили в строительство более двухсот миллионов, но дорога уперлась в костромские леса и была законсервирована. Деньги фактически выбросили на ветер.
Еженедельник «168 часов» решил разобраться, кто виноват в том, что мост через Волгу по-прежнему выполняет функцию связи двух муниципалитетов, а не Центральной России с Сибирью, как это задумывали проектировщики.
 
Ненужный мост
В начале предыстория. В 2003 году открыли автомобильное сообщение по мосту через Волгу, многие тогда шутили, мол, главная задача выполнена — соединены Кинешма и Заволжск. Если серьезно, то государство вбухало больше шести миллиардов рублей не для того, чтобы кинешемцы могли съездить к родственникам за Волгу, а заволжцы по выходным посетить кинешемский рынок. Перед объектом в разные годы ставили более серьезные цели. В советские годы он по большей части имел стратегическое значение для обороны страны и предполагался как двухэтажный с железнодорожными путями. Советский Союз рухнул, и из проекта убрали второй ярус, по которому должны были двигаться составы с ядерным оружием.
15 ноября 2003 года мост все-таки открыли и ему прочили стать связующей нитью центральной России и Сибири. Перерезать ленточку приехал Борис Грызлов, в тот момент глава МВД, а позднее председатель Госдумы.
- Строительство кинешемского моста через Волгу сделает Россию более единой, сильной и мощной, – заявил он. - Это не только соединение двух берегов, но и связь центрального района России с северными и восточными регионами страны.
Он также отметил, что осуществление таких проектов сыграет важную роль в исполнении задачи по удвоению ВВП к 2010 году.
- Кинешемский мост позволит выйти из тупиковой ситуации с дорогами в Ивановской области, а также даст мощный импульс развитию экономики области, – сказал Грызлов.
 
!!!Сметная стоимость в момент завершения строительства (достройки) моста составляла 2,5 млрд. рублей, а полная стоимость сооружения - 6,4 млрд. рублей. !!!
 
О том, что на мост возлагаются серьезные надежды, говорил и прежний губернатор региона.
- Мне очень хочется надеяться, что движение по мосту оживит не просто сообщение с Заволжском на территории области, что мы сумеем оживить промышленность вплоть до карьеров на той стороне Волги, сделать так, чтобы через этот мост прошла трасса российского значения от Санкт-Петербурга на Урал и Западную Сибирь, - сказал Владимир Тихонов. - А когда есть такая дорога, развивается инфраструктура. Хочется, чтобы этот красавец-мост обеспечивал процветание жителей Кинешемского и Заволжского районов, в целом Ивановской области.
Итак, мост был лишь частью плана по развитию дорожной структуры, первым ее шагом. Второй шаг - строительство 38-километрового участка дороги до поселка Островского Костромской области, где трасса выходит и примыкает к Южному маршруту Северного транспортного коридора, дающему выход к Санкт-Петербургу на западе, Уралу и Сибирским регионам на востоке. Дорогу планировали делать силами двух областей — Ивановской и Костромской.
Еще до окончания возведения моста данный участок был включен в перечень автомобильных дорог, рекомендуемых к строительству и реконструкции в период до 2020 года по Ивановской области. Обозначенные сроки — до 2005 года.
Прошло почти 10 лет с момента открытия моста через Волгу, а он так и не выполнил своей главной задачи — по связи Центра России и Сибири. 
 
Поворот в никуда
По задумке дорожников дорога Заволжск-Островское должна была пройти 9 километров по территории Ивановской области и 29 километров по Костромской.
Проект разработали в 2004 году, после получения от администрации Костромской области утвержденного варианта проектирования и строительства автомобильной дороги на отрезке Островское-Заволжск.
Работы начались в сентябре 2005 года. Средства выделялись из федерального бюджета. Выполненный объем строительно-монтажных работ по состоянию на 1 марта 2009 года составил 201 миллион 165 тысяч рублей (в ценах 2009 года).
- В связи с кризисом 2008 года финансирование объекта было прекращено, - рассказывает Андрей Шушкин, начальник Департамента дорожного хозяйства Ивановской области. - В 2009 году объект законсервировали. Вся дорога протяженностью 8909 погонных метров, выполнена в нижнем слое щебеночного основания. Продолжение строительства автомобильной дороги Заволжск-Островское на территории Ивановской области возможно, если начнется строительство дороги на территории Костромской области. Для окончания строительства дороги на территории Ивановской области необходимо 125 миллионов 702 тысячи рублей (в ценах 2009 года).
 
Перспективное направление
В 2005 году строительством дороги руководил Виктор Кованов, ныне депутат областной Думы.
- Дорогу прекратили строить, поскольку Костромская область не стала делать свой участок, - рассказывает Виктор Владимирович. - Мы так и остановились на границе с Островским районом. На данный момент объект заморожен. Что-то изменилось в приоритетах руководства Костромской области. Прежний губернатор Игорь Слюняев решил начать строительство нового моста в Костроме, но из-за отсутствия средств не удалось развить и тот объект.
К сожалению, речи о возобновлении строительства не идет, хотя это направление  является перспективным.
- Если бы мы закончили строительство восточного обхода Иванова и дорогу Заволжск-Островское, то разгрузили бы Москву от транспортного потока на 30-40%, - считает Виктор Кованов. -  Сейчас ограничен въезд грузового транспорта в Москву, дальнобойщики ищут объездные пути и возможность сократить простои, была бы дорога и они пошли бы через наш регион. В ближайшее время мы закончим реконструкцию объездной дороги у Заволжска и для транспорта появится коридор.
Однако все эти действия не более чем времянка, поток транспорта действительно хлынет через нас, если здесь пройдет трасса, и грузовикам не придется прыгать по горкам щелыковских лесов.
Примечательно, что законсервированную дорогу используют лесорубы. По словам очевидцев, лесовозы выезжают на нее через деревню Емельяново. Если посмотреть на данный участок Заволжского района со спутника, то можно увидеть «тропу лесорубов», а также делянки вдоль дороги. Насколько там все санкционировано, доподлинно неизвестно. Но это другая история.
 
Кто виноват?
Кто кого «кинул», трудно сказать за давностью лет, но в 2008 году Виктор Морозов, прежний руководитель департамента дорожного хозяйства Ивановской области, утверждал, что инициаторами строительства были костромичи.
- Строительство автодороги Заволжск-Островское началось в 2005 году со стороны Заволжска, - сказал Виктор Иванович. - Протяженность - 38 километров, из которых 9  проходят по Ивановской области. Исходя из выделенных средств, в 2008 году на нашем участке планируется завершить возведение насыпи и устройство щебеночного основания. К сожалению, инициаторы этого строительства - наши соседи, костромские дорожники к строительству смогут приступить не ранее 2012 года.
На дворе 2013 год, о строительстве костромского участка дороги не идет и речи.
Впрочем, сомнения возникают насчет того собиралась ли вообще костромская сторона начинать строительство. На запрос редакции в департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области относительно интересующего нас объекта мы получили ответ, мол, реконструкция дороги со стороны Костромской области «не представляется возможной». 
Иваново в свою очередь документально подтвердило, что инициатором была Кострома.
Письмо на имя заместителя председателя правительства Ивановской области Владимира Старикова от 26.02.2003 года «О согласовании направления строительства автомобильной дороги Островское-Заволжск»:
«Администрация Костромской области направляет вам утвержденный к проектированию и строительству вариант строительства автомобильной дороги Островское-Заволжск. Прошу вас в целях продолжения работы проектно-сметной документации согласовать точку пересечения автодорог на границе Островского и Заволжского районов».
То есть согласованность действий была. Что же изменилось? Почему в 2008 году Ивановская область приступила к активной фазе строительства, а Костромская нет?
Можно предположить, что резкая смена приоритетов связана с тем, что в 2007 году погиб губернатор Виктор Шершунов. Новым губернатором стал Игорь Слюняев.
 
Что скрывает министр?
«168 часов» написали запрос Игорю Слюняеву, ныне министру регионального развития России, до 2012 года занимающему пост губернатора Костромской области.
Суть ответа была примерно такова: мол, министр сдал свои дела и полномочия  своему приемнику, к нему и обращайтесь. 
А ведь на открытии того же кинешемского моста Игорь Николаевич, бывший в ту пору  руководителем «Росавтодора» говорил следующее:
- Каждый год российские дорожники вводят несколько сотен мостовых переходов, в основном протяженностью от 50-ти до 200 метров. Мы не можем себе позволить много мостов через великие русские реки – это связано с тем, что мы ограничены в финансировании. Но общими усилиями – усилиями федерального бюджета, усилиями «Росавтодора» и администрации Ивановской области – мы вводим в эксплуатацию этот объект, так жизненно необходимый региону. В текущем году мост в Кинешме мы называем самым главным мостом в России. Это подарок Президента Российской Федерации жителям Кинешмы, Ивановской области и всей России. Дорогами крепнет Россия. Там, где дорога – там жизнь, там отступает бедность. В первом квартале 2004 года, а впервые за всю историю государства российского, можно будет проехать автомобильным транспортом из Центра России в Сибирь и Дальний Восток – кроме этого моста будет введен в эксплуатацию участок дороги через Амурскую и Читинскую области. Это придаст колоссальный импульс развитию экономике этих областей.
Сильная речь, не правда ли? То есть Игорь Николаевич вполне осознавал важность вводимого объекта в эксплуатацию, но почему-то повел себя непоследовательно, не продолжив строительство запланированного участка дороги. И почему бы сейчас, будучи уже министром регионального развития не заложить средства на строительство 38-километрового участка дороги и оправдать трату миллиардов рублей? Вопрос открыт.
Тем не менее смотрим в сообщениях федеральных СМИ, чем сейчас занят министр: «Патриарх Кирилл и глава Минрегиона Игорь Слюняев обсудили возможность создания федеральной целевой программы по Соловецкому архипелагу», - сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
- Мы будем помогать восстанавливать этот уникальный монастырь, тем более что есть соответствующее поручение Президента России. Соловецкий монастырь — это место особое, святое — Русская Голгофа, — подчеркнул глава Минрегиона. 
А если не дать развиваться двум наибеднейшим регионам России — Костромской и Ивановской области, то они сами скоро станут «Русской Голгофой» с вымершими селами и пустыми городами.
 
 
 
Автор: Юрий Головин, журналист

Комментарии

14:46, 06.09.2014 Гость
О, уже и в главной дороге по нтв сюжет показали, в 14м году, а воз и ныне там...
Всем отличного настроения!
Интернет-приемная газеты “168 часов”. Приглашаем высказаться по любым волнующим вас вопросам!
Дорогие читатели! Уверен, что многим из вас будет интересно узнать о том, как обстоят дела в профессиональной российской армии. Но прежде вс...
Кинешемец-участник спецоперации на территории Азербайджана спустя 25 лет рассказал о страшных событиях, которые происходили накануне распада...
Две недели назад в нашем еженедельнике вышла статья о блюде, изобретенном кинешемцем, — фритюрном пироге (№ 26 от 30 июня «Прославленный на ...
В Юрьевце есть нечто, чего нет и не было у нас, в Кинешме. Это поисковый отряд с пятнадцатилетней историей....
После долгих споров депутаты решили подать иск на экс-главу города Ирину Виноградову....

Что пишут в свежем номере еженедельника "168 часов"?
  • Наволоки обгоняют Кинешму в портовых делах?
  • Миллиард рублей дохода из ивановского мусора слегка завис
  • В Пучеже горел дом престарелых
  • В очередной школе Ивановской области рухнул потолок
  • Зачем в правительстве решают вопрос о возобновлении сбора стеклотары?
Владимир Путин заявил о росте реальных доходов россиян. А Вы ощутили рост доходов?
Да
Нет
Доходы продолжают падать

Переход на мобильную версию 168.ru