Андрей Мисюра: Не только текстом мы можем выразить смысл и дух пьесы

В Кинешемском театре продолжаются репетиции спектакля «Старик» по Максиму Горькому.

Как мы уже сообщали, 3 и 4 марта в Кинешемском драматическом театре имени А.Н.Островского состоится премьера спектакля «Старик» по пьесе М.Горького. Это будет бенефис заслуженной артистки РФ Наталии Машатковой и актёра, почётного работника культуры Ивановской области Андрея Мисюры.
Сегодня мы беседуем с одним из бенефициантов Андреем Мисюрой, который будет играть в спектакле роль Мастакова.
– Андрей Анатольевич, пьеса Горького «Старик» нечасто сейчас ставится. Что Вас в ней затронуло?
– Мы начали говорить об этой пьесе примерно за месяц до начала репетиций, и с режиссером, и с Наталией Машатковой, обсуждали интересные моменты. Чем глубже мы в пьесу погружаемся, тем больше она захватывает. Пьеса исповедальная. Есть в ней понятие греха и исповеди. Человек, казалось бы, на первый взгляд, какой-то злой и греховный, а на самом деле оказывается, что он нормальный, и наоборот, иногда у внешне приличного человекагрехов больше.
– Иными словами, нельзя о человеке судить одномерно.
– Нельзя судить одномерно. Он прячет в себе какие-то грехи, он ходит в церковь, но на исповеди останавливается у какой-то черты. Нелегко рассказать о себе самое сокровенное. У каждого из нас свои «скелеты в шкафу», за которые нам стыдно, о которых нам и хочется рассказать, облегчить душу, и в то же время страшно. И боязно, как люди оценят твои исповедальные вещи. Вот такие глубокие темы поднимает эта пьеса.
– Вы много играли Островского. Островский понятен, пусть и пьесы разные, но все равно, это один автор, один почерк, один человек, а Горький совсем другой. Как перестраиваться было, сложно?
– Сказать, что Островский проще, я не могу.
– Я и не говорю, что проще. Привычнее для кинешемского зрителя, для актеров, для тех, кто в его драматургию неоднократно погружался, и вы примерно понимаете, о чем будет речь и чего примерно ждать.
– У Островского тоже есть очень глубокие философские вещи. Островский тоже очень близко подходит к каким-то исповедальным вещам. Религиозным. Без православия Островского представить трудно. Сегодня, то есть последниенынешние десятилетия, Островский начал становиться другим на сцене. Потому что раньше, в советское время было так: Островский – это мир купцов, девятнадцатый век, все понятно. А сегодня мы начинаем понимать, что многое в его пьесах стало ближе к нам, мы увидели параллели с философией православия, стали понимать, что пьесы Островского глубже, чем мы думали до сих пор. И во время репетиций «Старика» понимаем, что не только текстом мы можем выразить смысл и дух пьесы. Одним только текстом автора без внутренней углубленной работы актер не сможет ничего сказать. Автор глубже, чем внешние слова.
– Горький по времени нам ближе, он позже писал, чем, к примеру, Островский, и его пьесы напрямую перекликаются с сегодняшним днем. Если мы (театр) берем пьесу, значит, с ее помощью мы хотим что-то донестидо зрителя. Понятно, что пьеса острая, современная, злободневная. Но язык, приемы, драматургия Горького отличаются от Островского. У нас в Кинешме Горький нечасто, скажу осторожно, ставится. Насколько трудно было переключаться на его драматургию? Напреодоление работа идет или нет?
– Не думаю, что можно сказать «на преодоление». Это определение было бы уместно, если бы мы играли что-то совершенно другое, что-то несоответствующее нашему внутреннему миру. Горький нигде не противопоставляет себя другим драматургам. Конечно, у него есть вещи более глубокие, чем, допустим, пьесы того же Островского. Островский более «бытовой», более о нашей жизни, о жизни тех людей, которые жили тогда, в девятнадцатом веке, которые жили стопятьдесят лет назад, и сыграть Островскогобез знания исторических реалий того времени довольно сложно. То есть надо понимать и слова, которые произносят персонажи, почему они их произносят, что они означают, те вещи, которыми мы уже не пользуемся. У Горького меньше привязанности к быту, жизни.
– У него социальный аспект явлен острее.
– Конечно. Более обостренные и социальные аспекты, и именно в этой пьесе, потому что в «Жизни Клима Самгина» или в «Вассе Железновой» действительно идет социальный срез, революция, отношение человека к революционным изменениям.
– То есть, хочешь ты или не хочешь, ты не можешь не быть в него включеннымво время, в которое живешь.
– Конечно. Очень часто сейчас от некоторых современников слышу: «я телевизор не смотрю». Но все равно надо что-то знать, что происходит со страной, с людьми. И тогда, сто лет назад, тоже были времена нелегкие, и тогда человек делал выбор, на какую сторону встать.
– Ожидаемый вопрос – волнуетесь ли перед премьерой?
– Да. Очень. Боюсь, что не справлюсь, боюсь, что сделаю что-то не так. Мне уже несколько раз Горький снился.
– И что он говорил или делал?
– О чем мы говорили с ним, не помню, помню строгие брови. Я живу на улице Горького, у меня все переплетается. Если скажу, что Горький был и остается одним из любимых моих авторов, я не совру. Читал много и пьес, и сказки, и рассказы, и повести.
– То есть волнуетесь, как перед любой премьерой?
– Нет, не как перед любой. Чувствую большую личную ответственность. Очень переживаю – смогу ли, справлюсь ли. Нелегко дается. Тяжело. Не могу сидеть в гримерке во время репетиций.
– Я вижу, да. Вы все время находитесь за кулисами.
– Наблюдаю, как идет процесс, куда он идет.
– Спасибо и успехов!
– Спасибо.
Интервью провел Александр Воронов

Если вы стали свидетелем какого-то происшествия или сняли на видео какое-то событие и считаете, что об этом должны узнать все, сообщите нам по телефону: 5-45-84 или +7(910)6680341, WhatsApp +7(910)6680341 или по электронной почте m.kozirev@168.ru. Гарантируем анонимность источника согласно законодательству РФ.

Фотографии к этой новости
Комментарии
Комментариев пока нет