Кинешемец Андрей Смирнов более полувека собирает спичечные коробки. К настоящему времени у него накопилась 80-тысячная коллекция.
Собирать коробки Андрей Смирнов начал с пяти лет отроду. Сейчас ему 60, а в его коллекции насчитывается более 80 тысяч неповторяющихся коробков и коробочных этикеток.
- Как себя помню, с тех пор и начал собирать, - рассказывает он. - Моя семья жила тогда в Фурманове и мы, мальчишки, помню, бегали на железнодорожный вокзал к поезду «Ленинград-Куйбышев», где выманивали у курящих пассажиров оболочки коробков с особенными картинками. После войны увлечение коробками было просто повальное. Во-первых, в стране работало около 20 спичечных фабрик и каждая из них выпускала свою, отличную от других продукцию, а во-вторых, много интересных коробков привозили из Европы фронтовики. Вот мы и собирали. Выпрашивали у взрослых, лазили по помойкам, менялись, воровали друг у друга, добывали в утиле.
Андрей Сергеевич приехал жить в Кинешму в 23-летнем возрасте. Он устроился работать участковым милиционером и, бывая по службе в деревнях, не упускал возможности поглядывать на печные шестки — что за спички там держат люди? Если попадалось что-то любопытное, то сторговаться с хозяином проблем не составляло. Потом, когда деревни стали вымирать, Андрей Смирнов взялся искать будущие свои экспонаты по чердакам брошенных домов. Всегда и без исключений такие поиски оказывались удачными. Ведь наученный многими бедами наш народ постоянно держал по укромным местам запасы соли и спичек, и естественно, со временем эти запасы забывались.
Коллекция Андрея Сергеевича есть редчайшие экземпляры первых коробков в мире - шведских, которые начали выпускаться в 1880-е годы, а также российские тех же лет. А из недавних пополнений коллекции современные спички, включая эксклюзивную серию, которая посвящена американской трагедии 11 сентября 2001 года.
Наибольшую гордость у Андрея Сергеевича вызывают отечественные коробки 1930-х годов. Например, есть особенный коробок с пионером, который трубит в горн, а его рука закрывает на красном флажке как минимум одну из букв аббревиатуры «СССР». Но при этом все четыре необходимые буквы в названии государства видны и получается, что за рукой пионера скрывается неизвестный лишний символ. Памятуя о ходящей в народе истории, когда у Иосифа Сталина не зажглось подряд несколько спичек, а на следующий день директор спичечной фабрики отправился в лагерь, остается только гадать, что ждало людей, допустивших ляп в названии государства. По крайней мере, известно, что партия коробков с пионером была срочно изъята из продажи и сохраниться смогли лишь единичные экземпляры.
- Больше всего меня удивила спичечная этикетка, на которой обозначен адрес изготовителя: город Рыбинск Ивановской области, - рассказывает Андрей Смирнов. - Сначала я подумал, что это опечатка, но когда стал разбираться, то узнал, что в 1930 года не только Рыбинск, но и вся Ярославская область, а с нею Владимирская и Костромская входили в состав Ивановской. Мы были самым крупным регионом в стране.
Андрей Сергеевич говорит истинную правду. С 14 января 1929 года по 11 марта 1936 года существовала Ивановская промышленная область, в состав которой входили Костромская, Владимирская и Ярославская губернии. Закат этого грандиозного образования был трагическим. Большинство его руководителей были расстреляны за слабое управление.
Коробки в коллекции Андрея Смирнова дают массу подсказок об уникальном в истории страны. На одном, к примеру, город Калуга приписан к Московской области, а на другом — к Тульской. Города и целые области перетасовывались в те времена на манер карточной колоды. И где бы еще так наглядно сохранилась память об этом, как не на спичечных коробках.
P.S. К сожалению, Андрей Смирнов выставлять свою коллекцию на всеобщее обозрения не намерен. Коллекционеры подобного уровня к выставкам относятся с опаской.