По случаю 99-летия русской революции вашему вниманию такие факты, о которых вы, поверьте, даже не подозревали. Оказывается, судьба нашего города была тесно переплетена с судьбой Владимира Ленина.
Вотчина Лениных
1 февраля 1707 года сын казака, осваивавшего берега Лены, Илья Ленин (отсюда и фамилия) получил от государя Петра Алексеевича жалованную грамоту на поместья в Вологодском и Кинешемском уездах. Спустя два столетия его потомки братья Сергей и Николай Ленины помогут будущему вождю революции выехать за границу, вручив ему паспорт их больного батюшки.
В 1901 году в Штутгарте Владимир Ульянов предоставил этот паспорт издателю, вслед за чем под именем Ленина вышло в свет «Развитие капитализма в России». В третьем томе этого труда подробно описаны производственные мощности Кинешмы, Наволок и всей Иваново-Вознесенской губернии в целом. Автор до тонкостей знал здешние реалии, и помочь ему в этом могло то, что… Впрочем, не обо всем сразу.
Дом на Заречной
Помните, прошлым летом в статье «Кинешемцы – одни из лучших генетиков ХХ и ХХI веков» (№29) я писал о Валентине Кирпичникове? Это не только выдающийся ученый, но отчаянный борец - он защищал молодую науку генетику в самые страшные годы репрессий.
Горячая кровь досталась ему по наследству, ведь родился он доме уральского казака Дмитрия Кирпичникова. Этот дом стоял в деревне Вандышки (ныне улица Заречная в районе «2-й фабрики»).
Дмитрий Матвеевич получил в свое время высшее образование, пошел в народовольцы, был арестован по делу Нечаева (урожденный ивановец, сторонник террора, описан Достоевским в «Бесах»), а затем выслан под надзор полиции из Петербурга в Кинешму.
В 1980-е годы внуки Дмитрия Матвеевича (и в первую очередь генетик Валентин Кирпичников) состояли в переписке с кинешемским краеведом Борисом Чистяковым. К сожалению, Борис Александрович не успел издать ни одной своей книги, но основные сведения, которые он добыл о доме на Заречной, отныне в нашем распоряжении.
Начать с того, что в доме Кирпичниковых по нескольку месяцев гостила певица Валентина Богрова-Баньоли. Это соратница Владимира Ленина, помогавшая ему перевозить через границу конспиративные письма. Она мучилась болезнью легких и врачи рекомендовали ей здешний климат. Вместе с ней в Кинешму приезжал ее супруг Сергей Богров, родной брат того Богрова, который убил председателя Совета министров Столыпина.
И с нею же в доме Кирпичниковых гостила подруга Валентины… Инесса Арманд. Да-да, та самая Арманд, в которую так страстно был влюблен Ленин.
Более того, одна из дочерей Дмитрия Кирпичникова Екатерина породнилась с Инессой, став ей золовкой. И Екатерина же в пору своей учебы в Петербурге несколько раз принимала на своей квартире Владимира Ленина и брала от него на хранение нелегальную литературу.
Ну и самое главное – по воспоминаниям внуков Дмитрия Кирпичникова, в Кинешме, в доме на Заречной, бывал и сам Ленин. Здесь он, надо полагать, собирал сведения для «Развития капитализма в России» и обсуждал стратегию подпольщины.
Почему же Кинешма?
Вот именно, почему же революционные ферзи во главе с Лениным выбрали для встреч Кинешму и конкретно дом Кирпичниковых? Здесь надо понимать, что Кинешма являлась удобнейшим в плане конспирации местом - тихий, мещанский городок, связанный с Москвой железной дорогой.
Кроме того, семья Кирпичниковых была ох какой непростой. Хозяин дома Дмитрий Матвеевич владел огромным опытом подпольной борьбы, а его жена Олимпиада Прокофьевна председательствовала в Кинешемском обществе потребителей кооперации, пайщиками в котором состояли рабочие городских и окрестных фабрик. По сути, это общество можно было назвать легализованной партийной кассой.
Кроме того, Дмитрий Матвеевич сам являлся заводчиком и хорошо смыслил в экономике. Именно ему в числе прочего принадлежало изобретение жидкости для пропитки железнодорожных шпал, чтобы они не гнили (патент хранится в библиотеке имени Ленина). Завод же по производству этой жидкости располагался через залив от усадьбы Севрюгова – как раз там, где сейчас начинает строиться «Техоснастка».
И вообще вся семья Кирпичниковых была своего рода эпицентром прогрессивных на то время идей. К примеру, сын Дмитрия Матвеевича Виктор в 1906 году едет делегатом на съезд РСДРП в Стокгольм и выступает там в поддержку все того же Ленина. Затем он становится большой фигурой в советской промышленности, но в 1937 году из-за спесивого нрава попадает под расстрел.
Другой сын, Борис, в революцию становится эсером, затем примыкает к белому движению и в 1920 году, пока его не расстреляют свои же, возглавляет на Урале Войсковой съезд. То есть это с ним бились известные нам Чапаев, Фрунзе, Фурманов…
Наверное, как раз в силу того, что семья Кирпичниковых не всегда показывала себя приверженцами большевистской политики, история их дома не получила никакого прославления. Соответственно, и факты посещения этого дома Лениным подверглись забвению.
А так, дом стоит на прежнем месте в Севрюговском овраге. Основная его часть в 1973 году сгорела, а в оставшейся части живет молодая семья. Живет и не знает, что сто лет назад здесь решались судьбы страны и мира.
(Редакция "168 часов" благодарит заведующую историческим отделом Кинешемского ходожественно-исторического музея Наталью Шепелеву за предоставленные материалы)