9 января в районе «Электроконтакт» на водопроводном колодце случилась авария. Коммунальщики оперативно перекрыли воду, но жители соседней пятиэтажки огорчились. Вслед за тем коммунальщики включили воду, и она хлынула в сторону частного сектора по улице Сенная. Первым домом на пути водного потока оказался дом 88-летней Анны Ефремовой. Ветерана труда.

О беде «168 часам» стало известно на следующий день, на 10 января. К тому времени дом Анны Сергеевны уже сутки как был затоплен. Затоплены подвал, кухня и все комнаты. Женщина ходила по дому в калошах и обречённо наблюдала, как вода уверенно заливает установленный на полу отопительный котёл. На улице в это время морозы били рекорды и стремились к 40 градусам.
Помочь женщине вызвались соседи. Они откачивали воду насосом, но та прибывала скорее, чем убывала.
Соседские дома тоже заливало. На время нашего визита (полдень 10-го января) люди собирали подписи под письмом в «Водоканал», чтобы тот приступил-таки к устранению аварию.
- Уже сутки никакой реакции со стороны «Водоканала»! – наперебой возмущались жители. – У нас подвалы заливает, заготовки гибнут. Никакой реакции! В такие морозы из-за воды фундаменты начнёт попросту рвать. Хуже всего, конечно, Анне Сергеевне.
В тот же день «Часы» опубликовали видеосюжет о беде, на Сенной, вслед за чем глава Кинешмы Вячеслав Ступин поручил оказать помощь Анне Ефремовой и отправил на место происшествия спасательный отряд городского управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Кроме того выдвинулась бригада «Водоканала», чтобы отремонтировать чёртов колодец.
О том, что было потом, рассказала Анна Сергеевна:
- После шести вечера приехали спасатели. Сын и соседи помогали. Тремя насосами больше трёх часов воду из дома откачивали. Сын до сих пор каждый день после работы приходит, чтобы остатки воды из подпола выкачать. Простудился, заболел. Теперь в доме надо все полы менять. В одной половине деревоплиту на полу вспучило, в комнате – доски. Что с припасами, которые находились в погребе, я не знаю – там всё в грязи. Смогла выбрать немного картошки, но она сутки в холодной воде пролежала, не знаю, смогу ли я её теперь есть. В общем, хорошего ничего нет. Я здесь 53 года живу, и никогда такого безобразия не было – сутки не устранять аварию на водопроводе! Да разве можно так, да ещё в 30-градусный мороз? Совести что ли нет у сотрудников «Водоканала», или это их не касается? Приходил ко мне какой-то начальник из «Водоканала», спрашивал, чем может мне помочь. Побыл он буквально пять минут и ушёл. Вот такие дела. Сын с женой отнесли в «Водоканал» заявление. Приезжал сотрудник страховой компании, всё фотографировал и фиксировал.
С вопросом, как теперь быть пострадавшим жителям, «168 часов» обратились к ивановскому юристу Сергей Малову. Вот что он сказал:
- Поскольку деятельность «Водоканала» в отношении пострадавших жителей подпадает под действие Закона о защите прав потребителей, «Водоканал» обязан не только устранить причины аварии, возместить ущерб пострадавшим лицам, но и выплатить им штраф в размере 50% от цены иска, а также возместить причиненный моральный вред. Поскольку, как я полагаю, у жителей нет необходимых средств на оплату работы юристов, они вправе (и я бы настаивал на этом) обратиться в Роспотребнадзор, который может выйти в суд с иском в их интересах. Аналогичное заявление необходимо направить в прокуратуру. Это можно сделать через соответствующие сайты, то есть, не выходя из дома, имея лишь подключение к интернету.
И далее:
- Для подтверждения причинно-следственной связи между бездействием «Водоканала» и причиненным ущербом, вероятно, потребуется экспертиза. Помимо этого, сам размер ущерба тоже необходимо доказывать. С погибшими продуктами будет, конечно, сложновато. Что касается залитого дома, который может пострадать ещё больше в период морозов, то, к сожалению, возместить можно будет только действительный ущерб. То есть пока дом не «разорвало», требовать можно только возмещение вреда, причиненного внутренней или внешней отделке на сегодняшний момент. Однако закон не запрещает требовать дополнительного возмещения вреда, если он будет причинен позже, но по тем же обстоятельствам. Что касается оплаты экспертизы, я бы настаивал на возложении таковой на виновную организацию. А обращаться в указанные органы следует, разумеется, коллективно.
Возможно, читателям будет не лишним отложить эту статью в качестве шпаргалки на непредсказуемое будущее. Не хочется «каркать», но мало ли. От ситуации, в которой оказались жители Сенной, вряд ли кто-то застрахован.
Автор: Михаил Жаров