Жителям микрорайона «Автоагрегат» предлагают подписать договор теплоснабжения, который сводит до минимума обязанности ресурсоснабжающей организации.
Договор — чрезвычайно важный документ, вне зависимости от того, в какой сфере он подписывается. Где-нибудь за рубежом любой иностранец трижды перечитает его перед подписанием. В России отношение иное. «Много букв», - скажет гражданин, окинув взглядом исписанные мелким шрифтом листы, и легко поставит закорючку. И лишь спустя время схватится за голову, поняв, на какие условия он согласился.
Дьявол в мелочах
В октябре жителям микрорайона «Автоагрегат» пришли квитанции за отопление от новой организации ООО «МИП «Кинешма». До этого тепло в дома поставляло ООО «ТеплосервисПлюс».
- По-сути организация просто сменила название, - считает Аделина Морозова, старшая по дому №16 по улице Горохова. - Три года они были «Регион-энерго», три года «ТеплосервисПлюс», сейчас «МИП «Кинешма». На мой взгляд, смысл в том, чтобы их не смогли проверить. Ведь по законодательству ООО проверяют раз в три года, не чаще.
Оставим компетентным органам право разобраться, почему произошла смена названия организации, а поговорим о договоре, который прислала жителям новая ресурсоснабжающая организация.
- Наш и несколько соседних домов очень активные, и мы знаем свои права, - говорит Аделина Андреевна. - Поэтому мы потребовали от них заключить с нами договор.
Накануне нового года всем жителям микрорайона прислали договоры, которые, как выяснилось, не соответствуют постановлению Правительства РФ №354.
- У нас с ресурсоснабжающей организацией прямые договоры, но они называют себя «Поставщик», а не «Исполнитель», - рассказывает старшая по дому. - Казалось бы, мелочь, но в постановлении написано, что «Поставщик» не отвечает перед жителями ни за качество, ни за количество оказываемых услуг. Это было бы допустимо, если бы между нами стояла управляющая компания, которая бы взяла на себя функции исполнителя. Но у нас, повторюсь, прямые договоры. Второе, что нас возмутило - в договоре написано, что граница ответственности устанавливается на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения Поставщика. При этом не упоминаются внутридворовые сети, которые, при данной формулировке, перекладывают на плечи собственников. Поэтому мы переправили этот пункт в протоколе разногласий. Эти сети должен обслуживать Поставщик.
Минимум обязанностей, максимум прав
В договоре, присланном жителям, записаны всего четыре пункта обязанностей Поставщика. Но в постановлении №354 жители обнаружили еще 10 пунктов, которые ресурсоснабжающая организация «не вписала» в договор. Также жильцы не досчитались пунктов в правах Потребителя, там их всего два, а должно быть одиннадцать.
Зато про обязанности потребители узнали из 11 пунктов.
Можно подумать, что из договора исчезли какие-то несущественные пункты, но это не так. К примеру, Потребитель по данному документу теряет ряд прав (так как они туда попросту не записаны): заявлять исполнителю об ошибках на счетах коммунального ресурса и требовать перерасчета, осуществлять учет объема подачи воды по индивидуальным приборам учета, получать информацию о качестве, количестве подаваемого коммунального ресурса. Эти и многие другие важные пункты не вошли в типовой договор, предложенный ресурсоснабжающей организацией.
Также в данном документе указано, что он считается заключенным с момента подписания.
- Вот такое бесправие, мы еще не подписали договор, а счета нам выставляют с октября, - делится своим мнением Аделина Морозова. - У нас нет договорных отношений. Они рассчитывают на бабок, которые бегут оплачивать любую квитанцию, которую им присылают. А присылают непонятно что. Так декабрь был не холоднее ноября, но плата за него на 50% выше предыдущего. Средняя температура одинаковая, а плата разная. На каком основании? Все это выставляется «от фонаря». Это обман Потребителя!
Примечательно, что Аделина Андреевна еще до напечатания типового договора, высланного жителям, исправила предложенный ресурсоснабжающей организацией вариант в соответствии с Постановлением №354, и прислала в ООО «МИП «Кинешма». Несмотря на это, они разослали жильцам микрорайона «Автоагрегат» первоначальный документ, об ошибках которого мы написали выше.
- По этому договору мы сами отвечаем за то, что у нас холодно в квартире, а они ни за что не отвечают, - возмущается Аделина Андреевна.
Информация для размышления
Жители трех домов микрорайона «Автоагрегат» намерены писать коллективное письмо в прокуратуру с жалобой на то, что Региональная служба по тарифам не принимает меры к целому ряду нарушений. Аделина Морозова приводит в пример начисление платы за отопление в других микрорайонах.
- Когда я еще была депутатом, лично отстаивала норматив потребления тепловой энергии, который установлен до сих пор, - говорит она. - В 2007 году мы доказали, что показатель 0,0168 гигакалорий на один квадратный метр соответствует нормам. Но это только на отопительный период. Сейчас же МУП «ОКиТС» использует этот норматив круглогодично, то есть начисляет плату каждый месяц. Однако есть постановление Правительства, в котором говорится о том, что при переводе платы за отопление ежемесячно, а не только в отопительный период, нужно использовать коэффициент. Он равен числу месяцев отопительного периода, деленному на число календарных месяцев. То есть на три четверти. Таким образом, норматив на круглый год должен составить 0,0126 гигакалорий. У них примерно 900 тысяч квадратных метров отапливаемых площадей. Если посчитать, сколько переплатило население за 6 лет, то получится 350 миллионов рублей. В РСТ знают об этом, но меры не принимают.
Подводя итог, мы еще раз советуем жителям внимательно читать те договоры, которые им присылают коммунальщики. А если вы пойдете по пути жителей дома №16 по улице Горохова и выставите ресурсоснабжающей организации протокол разногласий, не забудьте вписать это обстоятельство в договор, а лишь потом поставить подпись.
- На мой взгляд, данным вопросом должна заняться администрация города, а конкретно управление ЖКХ, - говорит Аделина Морозова. - Создать форму типового договора, чтобы защитить жителей. Они этого не делают, и безграмотный народ не глядя подписывает документы, и исполнитель не несет никакой ответственности.
Комментарии Сергея Дмитриева, главного инженера ООО «МИП «Кинешма».
- Действительно нам приходят договоры с протоколами разногласий, и мы обязательно их рассмотрим.
P.S. Когда писалась данная статья, стало известно, что руководителем управления ЖКХ администрации г.о.Кинешма назначен Анатолий Анисимов, который возглавлял вышеупомянутую ресурсоснабжающую организацию «ТеплосервисПлюс», которая и отвечала за отопление микрорайона «Автоагрегат».