Конвой – дело серьёзное

20 января – День специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

На территории Ивановской области  дислоцируется десять исправительных учреждений и два следственных изолятора. В Кинешме и Кинешемском районе дислоцируется три исправительных учреждения: две исправительные колонии — мужская и женская —  и один следственный изолятор. Осужденных преступников к месту отбывания наказания доставляет специальное подразделение отдела по конвоированию.
О деятельности подразделения по конвоированию УФСИН России по Ивановской области нам рассказал начальник отдела по конвоированию подполковник внутренней службы Александр Павлович Шишкин.
— Александр Павлович, расскажите об основных задачах Вашей службы.
— Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территориям мест содержания под стражей либо доставление их к месту назначения.
Основными задачами отделов по конвоированию является обеспечение конвоирования подозреваемых и лиц, содержащихся под стражей, из следственных изоляторов в учреждения исполняющие уголовные наказания и обратно.
Конвой — группа вооруженных и экипированных специальными средствами сотрудников, назначенных для охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Конвой обеспечивает своевременное доставление лиц, взятых под стражу, к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима, предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой, а также задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.
— Как осуществляется конвоирование заключенных под стражу преступников в Вашем подразделении?
— В настоящее время конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется в специальных автомобилях типа «АЗ», а также пешим порядком, но только при невозможности использования других способов и на небольшие расстояния с помощью гибкой сцепки со звеньями наручников. Конвоирование осуществляется по определенным маршрутам.
Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в начальный пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальником  конвоя предъявляются все необходимые документы на конвоирование, определяется порядок приема и размещения, конвоируемых лиц по камерам специального автомобиля, начальник караула информирует конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение. С целью обеспечения безопасности во время конвоирования, проводится личный обыск и досмотр лиц, подлежащих конвоированию.
— Как формировалась конвойная служба в России? Есть ли изменения при осуществлении конвоирования в настоящее время с тем, что было, например, полвека назад?
— Конвойная служба в России существует с момента формирования системы наказания преступников. Началом пути, как особого вида деятельности, послужил указ царя Александра III от 20 января 1886 года, которым было предписано «сформировать в течение года 567 конвойных команд, освободив местные войска от обязанности сопровождать арестантов». 
Ветераны отдела помнят, что еще двадцать лет назад приходилось конвоировать осуждённых на старых «Зилах», в, мягко говоря, «некомфортных» условиях: в мороз – холодно, в жару – жарко, и, разумеется, туалет – по расписанию. Случалось, что на морозе  машины глохли… Представьте себе – сломалась машина в Талицких лесах, никакой связи с руководством отдела нет… Очень высоким был риск несения службы сотрудниками в таких условиях. Разумеется, в последние годы условия конвоирования осужденных изменились кардинальным образом. Значительно усовершенствованы специальные автомобили для перевозки спецконтингента. Сегодня они комфортные и надежные, оборудованы биотуалетами, системой вентиляции, сплит-системой: а это значит и зимой, и летом соблюдается температурный режим. Помещения для транспортировки спецконтингента оборудованы видеокамерами, изображение с которых выведены на монитор в кабину начальника караула. Все спецавтомобили оборудованы системой непрерывного спутникового слежения и современной системой связи с оперативным дежурным отдела.
— Как Вы уже сказали, благодаря современным техническим средствам риск несения службы для сотрудников снизился. Но все-таки, какова вероятность возникновения внештатных ситуаций? 
— От возникновения непредвиденных обстоятельств никто не застрахован. Конвой перевозит разных осужденных, в том числе и лидеров ОПГ, и осужденных за терроризм, а также лиц приговоренных к исключительной мере наказания – смертная казнь либо пожизненное лишение свободы. Для их подельников организовать побег проще всего именно в дороге. К счастью, нападений на конвои в Ивановской области не было. Тем не менее, подобные ситуации в рамках служебной подготовки сотрудников отрабатываются регулярно, чтоб алгоритм действий был отточен автоматически. Любое ЧП — это возможность для побега, поэтому для нас любая нештатная ситуация — штатная. На каждое событие — свой план действий.
— Существуют ли какие-то специальные требования к сотрудникам при приеме на службу?
— В подразделения отделов по конвоированию принимаются сотрудники по своим физическим и моральным качествам способные выполнять поставленные задачи, находить выход из сложившихся внештатных ситуаций, в том числе и в быту. 
Примеров мужественных поступков, умения молниеносно и грамотно реагировать на внештатную ситуацию среди сотрудников нашего подразделения, достаточно.
Ровно год назад нашим сотрудникам: начальнику второго отделения по конвоированию Роману Никитину и старшему инструктору группы кадров и работы с личным составом Денису Ананских  были вручены нагрудные знаки МЧС России «Участник ликвидации последствий ЧС». 
В августе 2020 года они спасли женщину с грудным ребенком из горящей квартиры на третьем этаже. Общежитие, в котором случился пожар, расположено в непосредственной близости к административному зданию нашего отдела. Благодаря грамотным и своевременным действиям наших сотрудников удалось избежать человеческих жертв и более серьезного ущерба…
… И ещё один пример мужества и неравнодушия наших ребят: несколько лет назад, во время семейного отдыха в городском парке сотрудники отдела услышали крики о помощи. Рискуя жизнью, Артём Шавардин бросился на помощь, нашёл под водой утопающего, вытащил на берег. Сергей Нефедьев и Алексей Кольцов продолжили реанимационные мероприятия: искусственный массаж лёгких и непрямой массаж сердца до прихода в сознание и прибытия «Скорой помощи». Благодаря умелым действиям сотрудников пострадавший остался жив.
— Александр Павлович, приказом ФСИН России от 10 декабря 2007 года 20 января объявлен Днем специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию. В этот праздничный день у Вас есть возможность обратиться к Вашим коллегам.
— Уважаемые сотрудники и ветераны службы! Поздравляя Вас с профессиональным праздником, хочется пожелать крепкого здоровья Вам и Вашим близким, счастья, успехов в служебной деятельности, и, конечно, умения находить выход из любой внештатной ситуации.
Для справки:
Приказом ФСИН России от 10 декабря 2007 года № 701 20 января объявлен Днем специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Конвойная служба России имеет богатые традиции. Началом пути, как особого вида деятельности, послужило высочайшее повеление царя Александра Ш от 20 января 1886 года, которым было предписано сформировать в течение года 567 конвойных команд, освободив местные войска от обязанности сопровождать арестантов. На всех этапах исторического развития Российского государства подразделения по конвоированию вносили свой весомый вклад в обеспечение законности, правопорядка и борьбы с преступностью.
В июле 1995 года во исполнение указа Президента РФ от внутренних войск МВД РФ учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, переданы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым автодорожным маршрутам из следственных изоляторов и тюрем и обратно, а также по встречному конвоированию на обменные пункты. В Ивановской области эти функции были приняты от войсковой части №7433.
В структуре СИД и СР УВД Ивановской области были созданы отделение (позже подотдел, отдел) розыска и конвоирования и подразделение  конвоирования — при учреждении ОК-3/5. 
В мае 1995 года в СИД и СР УВД Ивановской области создана рота розыска и конвоирования подразделений охраны, обслуживающих ИТК области, в декабре 1995 года она переименована в отдельную роту розыска, конвоирования и обеспечения при УИН УВД Ивановской области, выполняющая задачи конвоирования по плановым автодорожным маршрутам, а с августа 1996 года задачи по встречному конвоированию на обменный пункт стации Иваново СЖД. 
С февраля 1999 года по настоящее время личный состав отдела по конвоированию успешно выполняет поставленные перед ним задачи по плановому конвоированию по автодорожным маршрутам Иваново – Талицы, Иваново — Шилекша, Иваново – Бородино, по встречному конвоированию на обменный пункт железнодорожной станции Иваново.
За истекший период от отдела по конвоированию назначено более семи тысяч  караулов и отконвоировано более девятнадцати с половиной тысяч осужденных и лиц, заключенных под стражу.
В 2021 году назначено 257 караулов по конвоированию и отконвоировано около пяти тысяч  осужденных и лиц, заключенных под стражу.
В настоящее время сотрудники отдела по конвоированию с честью и на высоком профессиональном уровне выполняют поставленные перед ними задачи по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу, в том числе особо опасных преступников, склонных к побегу, нападению, проявляя при этом стойкость, смелость, честность и неподкупность, строго соблюдая законность. За образцовое исполнение служебных обязанностей, успешное выполнение служебных задач сотрудники отдела неоднократно награждались ведомственными наградами, поощрялись Минюстом России, ФСИН России.

Фотографии к этой новости
Комментарии
Комментариев пока нет